Заведующий МБДОУ "Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида" Хантимерова Ирина Александровна

имеет педстаж 7 лет, из них 6 лет проработала в системе дошкольного образования. Она имеет высшее дошкольное образование. Закончила МГПИ им. М.Е.Евсевьева города Саранска.

График работы: понедельник - пятница с 8.00 до 16. 00

8 (834-41) 2-16-25

Здоровье

Ссылка на видеоролик "Правила безопасности в офисе"   https://www.youtube.com/watch?v=NJyPtk3Dcfo

Сведения об условиях охраны здоровья детей в ДОУ.Возможность постоян­ного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здо­рового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ  не полностью реализуется оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.На основе изучения результатов анкетирования, анализа информированности педагогов и родителей в вопросах охраны и культуры здоровья, социального портрета семей воспитанников, мы пришли к выводу, что на состояние здоровья ребёнка  влияют следующие факторы·    Биологические: ухудшение состояния здоровья женщин, неполноценное питание;·    Социальные: падение уровня жизни, стрессы, недостаточная подготовка воспитателей в вопросах охраны здоровья и физической подготовленности, низкий уровень грамотности родителей в вопросах сохранения здоровья детей, недостаточность врачебного контроля в МБДОУ.В связи с этим была поставлена задача по комплексной работе оздоровительной программы «Зеленый огонек здоровья».Цель  оздоровительной программы «Зеленый огонек здоровья» направлена на  формирование у дошкольников поведенческих навыков здорового образа жизни.Для реализации задач, намеченных программой «Зеленый огонек здоровья»,  в ДОУ созданы следующие условия:

  • имеется залы для физкультурных и музыкальных занятий, которые оборудованы необходимым инвентарём.  В физкультурном зале несколько гимнастических скамеек, спортивный мат, гимнастические стенки, батут, кольца,  волейбольная сетка, баскетбольное кольцо, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп, нестандартное оборудование для «игровых дорожек», оборудование для вестибулярного аппарата («диски здоровья»), мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;

·    спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена определенным инвентарём:  «полосой препятствий» для развития выносливости, гимнастической стенкой, площадкой для игры и пр.;·    имеется картотека подвижных игр с необходимыми атрибутами;·    имеется картотека для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр;·    в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;·    кабинет логопеда  для индивидуальной коррекционной работы;·    закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;·    закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;·    закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;·    постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур;·    В группах детского сада оборудованы «уголки уединения», где дети могут рассматривать книги, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться. В целях обеспечения контроля за здоровьем детей посещающих дошкольное учреждение проводятся углубленные медицинские осмотры (далее УМО)  бригадой специалистов  районной поликлиники.Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.  Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми,  вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологическое просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать валеологический подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.Здоровый образ жизни - это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях причин здоровья или нездоровья, на выборе такой линии поведения, которая максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья. Это постоянное корректирование своего поведения с учётом приобретённого опыта. Задачи по формированию мотивации здорового образа жизни по возрастам:·    младший дошкольный возраст – формировать элементарные навыки личной гигиены; формировать навыки охраны личного здоровья, здоровья окружающих;·    средний возраст – формировать элементарные навыки здорового образа жизни;·    старший дошкольный возраст – формировать представления о факторах, влияющих на здоровье человека; формировать установку на здоровый образ жизни (самосознание, саморегуляцию).Текущие задачи:2 младшая группа1.  Формировать навыки здорового образа жизни, закреплять потребность в чистоте и аккуратности.2.  Формировать навыки культурного поведения; добиваться понимания детьми предъявляемых им требований.3.  Знакомить детей с факторами, влияющими на их здоровье.4.  Воспитывать потребность в двигательной активности.Средняя группа1.  Закреплять потребность в чистоте и аккуратности, продолжать формировать навыки культурного поведения.2.  Продолжать знакомить с факторами, влияющими на здоровье.3.  Развивать умение осознать и сформулировать свои переживания, потребности, желания.4.  Формировать элементарные представления о видах спорта.Старшая группа1.  Способствовать накоплению знаний о факторах, влияющих на здоровье человека.2.  Формировать позитивное отношение к гигиеническим навыкам, соотносить знания детей о культуре тела и психогигиене с реальными действиями в повседневной жизни.3.  Способствовать формированию представлений о душевной красоте и душевном здоровье человека.4.  Стимулировать ребёнка активно включаться в процесс физического развития.Подготовительная к школе группа1.  Способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом через ознакомление с доступными для детей сведениями из истории развития Олимпийского движения.2.  Развивать самосознание и умственную саморегуляцию в действиях.3.  Формировать представление о том, что человек – часть природы, что природа и человек имеют внутреннюю и внешнюю гармонию.Основными направлениями программы «Зеленый огонек здоровья» являются:1.  Материально-техническое направление оздоровительного процесса в ДОУ.2.  Воспитательно-образовательное направление.3.  Лечебно-профилактическое направление.4.  Мониторинг реализации программы.1.  Материально-техническое направлениеЗадача: Совершенствование  здоровьесберегающей среды в ДОУ.Пути реализации:а) обновление материально-технической базы:·    замена устаревшего мягкого инвентаря – приобретение  матрацев, подушек, одеял, полотенец·    приобретение увлажнителей воздуха·    пополнение спортинвентаря спортзала мячами разных размеров, обручами, массажными мячами, гантелями, ковровыми дорожками, массажными коврикамиб)  преобразование предметной среды:·    приобрести оборудование для сенсорной комнатыII. Воспитательно-образовательное направление Организация двигательной активностиВоспитательно-образовательная работаОпыт работы по созданию оздоровительной программы показал необходимость тесной связи воспитательно-образовательного и воспитательно-оздоровительного направлений.Воспитательно-образовательная работа направлена на формирование потребности в здоровом образе жизни.Основные теоретические сведения излагаются воспитателем на занятии в группе, во время совместной деятельности. Повторение теоретических положений и закрепление этих знаний в двигательной деятельности организует инструктор по физической культуре на специальных физкультурных занятиях 1-2 раза в месяц. Спортивные развлечения, планируемые 1 раз в неделю, призваны углубить имеющиеся у детей сведения о своём организме, о своём внутреннем мире, о факторах, влияющих на состояние здоровья.На тематических музыкальных занятиях внимание детей обращается на то, что красота тела, физическое здоровье воспевается многими поэтами и композиторами прошлого и настоящего.Даётся представление о взаимосвязи психического и физического здоровья. Дети учатся осознавать свой собственный индивидуально сложившийся опыт, узнают об уникальности и вместе с тем типичности чувств, мыслей, действий и поступков каждого человека. Закрепление знаний, полученных детьми в течение года, планируется при проведении «Месячника здоровья» Одним из важных факторов физического развития детей дошкольного возраста является естественная потребность в движении. Уровень двигательной активности (ДА) определяется физиологической потребностью организма в движении в зависимости от возраста, состояния здоровья, особенностей ЦНС, внешних факторов: социальных, бытовых, гигиенических, климатических. Мы уделяем особое внимание двигательному режиму в детском саду.В соответствии с рекомендациями ДА должна составлять не менее 50% времени бодрствования. Нами апробирован и введён в практику работы двигательный режим, представленный ниже:Основные принципы организации двигательной активности в детском саду:1.  Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.2.  Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.3.  Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.4.  Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.5.  Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков медотводов.6.  Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанкиФормы организации двигательной активности в ДОУ:·    физические занятия в зале и на спортивной площадке·    утренняя гимнастика·    физкультминутки·    оздоровительный бег·    физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»  

Формы организации   

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Поготов. к школе группа

Организованная деятельность

6 час/нед

8 час/нед

10 час/нед

10 час и более/нед

Утренняя гимнастика

6-8 минут

6-8 минут

8-10 минут

10-12 мин

Хороводная игра или игра средней подвижности

2-3 мин

2-3 мин

3-5 мин

3-5 мин

Физминутка во время занятия

2-3 мин

2-3 мин

2-3 мин

2-3 мин

Динамическая пауза между занятиями (если нет физо или музо)

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

Подвижная игра на прогулке

6-10 мин

10-15 мин

15-20 мин

15-20 мин

Индивид. работа по развитию движений на прогулке

8-10 мин

10-12 мин

10-15 мин

10-15 мин

Динамический час на прогулке

15-20 мин

20-25 мин

25-30 мин

30-35 мин

Физкультурные занятия

15-20 мин

20-25 мин

25-30 мин

30-35 мин

Музыкальные занятия

15-20 мин

20-25 мин

25-30 мин

30-35 мин

Гимнастика после дневного сна

5-10 мин

5-10 мин

5-10 мин

5-10 мин

Спортивные развлечения

20мин 1 раз/мес

30 мин 1 раз/мес

30 мин 1 раз/мес

40-50 мин 1 раз/мес

Спортивные праздники

20 мин 2 раза/год

40 мин 2/год

60-90 мин 2/год

60-90 мин 2/год

День здоровья

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

Подвижные игры во 2 половине дня

6-10 мин

10-15 мин

15-20 мин

15-20 мин

Прогулки

 

 

1 час 1 раз/квартал

1,5 часа 1 раз/квартал

Самостоятельная двигательная деятельность

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

3 задача:  Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучияПсихическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь,  предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации), речи.  Эта задача решается через реализацию образовательной программы ДОУ:- создание полноценной предметно-развивающей среды в группах;- организацию игровой деятельности детей;- индивидуальную коррекционную работу с детьми воспитателя, учителя-логопедаНовизна подхода: Современные исследования показывают, что для успешного овладения ребенком графикой письма необходимо развивать у него:·    координацию движений рук;·    пространственные представления;·    чувство ритма;·    мышечно-связочный аппарат кистей·    В своей работе мы используем коррекционну программу М.Монтессори.Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребенка  имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности развитие рук. Период от двух лет до шести является наиболее восприимчивым для природного развития руки. Внедрение Монтессори-метода предоставляет возможность ребенку развивать свою руку и тем самым успешно справляться с орудием письма (ручкой, карандашом, кистью. Косвенная подготовка к письму осуществляется в ходе упражнений практической жизни, так и при работе с сенсорным материалом. Тренировка трех пальцев (шершавые таблички, цилиндры вкладыши, доски для ощупывания), непрерывное движение карандаша, свободное движение кисти (геометрический, биологический  комоды, конструктивные треугольники) и т. д.Профилактика эмоционального благополучия детей  в нашем ДОУ осуществляется в двух основных направлениях:·    обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей,·    создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе.     Более благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий:- анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка;- ведение воспитателями  адаптационных листов наблюдений за каждым ребенком;- гибкий  график последовательного  введения  вновь прибывших детей в группу;- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;Новые подходы в профилактике эмоционального благополучия: обучение детей приемам релаксации;     Необходимость обучения детей приемам релаксации обусловлена тем, что большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двига­тельное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации пе­регружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскован­ность — важное условие для становления естественной речи и правильных те­лодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.В момент вербального воздействия дети находятся в состоянии расслабленности, их гла­за закрыты; происходит определенное отключение от окружающего. Это значи­тельно усиливает воздействие слова на психику ребенка. Цель такого воздействия — помочь детям снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе и в своей речи, а также закрепить в их сознании необходимость использования мышечной релаксацией после каких-либо стрессов. В Монтессори-педагогике это «урок тишины», систематическая работа которых приучают детей к самообладанию и сосредоточенности и имеют громадное значение в области дисциплины; молчание делает ребенка более тонким, более способным воспринимать звуки. III. Лечебно-профилактическое направлениеЗадача: Совершенствование системы профилактическо-оздоровительной  работы.Профилактически-оздоровительная работа с детьми в ДОУ осуществляется:1) специфической иммунопрофилактикой. Ее цель – усилить или ослабить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Иммунитет за последнее столетие явно снизился. Об этом свидетельствует рост хронических воспалительных заболеваний. Вакцинопрофилактика стала ведущим методом борьбы с инфекционными заболеваниями. Активная профилактическая вакцинация детей должна проводиться в определенные периоды жизни и быть направленной  на выработку общего специфического иммунитета.2) неспецифическая иммунопрофилактика.·    плановые оздоровительные мероприятия  ( витаминотерапия)o    закаливающие мероприятияo     нетрадиционные методы – дыхательная гимнастика, массаж и самомассажo    профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия, близорукость ЗакаливаниеЗакаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости,  универсальности. Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки.Необходимо осуществлять  единый подход  к оздоровительно-закаливающей работе с детьми со стороны всего персонала ДОУ и родителей.·    контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воз­душные ванны), которые способствуют развитию и совершен­ствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирую­щей в первые годы жизни. Обязательным условием проведения воздушных ванн является температура воздуха в помещениях. Для детей дошкольного возраста температура воздуха должна находиться в диапазоне 18-20 градусов в зависимости от боль­шей или меньшей двигательной активности детей и их числа;·    облегченная одежда для детей в ДОУ;·    соблюдение сезонной одежды на прогулке, учитывая их индивидуальное состояниездоровья;·    соблюдение температурного режима в течение дня;·    самомассаж;·    мытье рук прохладной водой по локоть;·    полоскание полости рта после каждого приема пищи;·    босохождение, которое  является эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми;·    циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде, на занятиях и прогулках,  обладающие хорошим закаливающим и оздоровительным эффек­том;·    комплекс контрастных закаливающих процедур по дорожке здоровья в зимнее время, летом обливание ног перед дневным сном (начальная температура 28 градусов, снижать до 18 градусов);нетрадиционные методы иммунопрофилактики    Дыхательная гимнастика:  Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базо­вых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — един­ственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медлен­ное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.   В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработ­ке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вен­тиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Правильное дыхание успо­каивает и способствует концентрации внимания.Формирование и коррекция осанки. Профилактика плоскостопия.В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. скелет дошкольника  обладает лишь чертами костно-мышечной системы. Его развитие еще не завершено, во многом он состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что грозит нарушением осанки при неправильном положении тела, отягощении весом и т.д. Особую опасность неправильная поза представляет для малоподвижных детей, удерживающие тело в вертикальном положении, не получают у них должного развития. Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода. В основе профилактики лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод, во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голениПрофилактика зрительного утомления и развития зрения у детейблизорукость чаще возникает у детей с отклонениями в общем состоянии здоровья. Среди детей, страдающих  близорукостью, число практически здоровых в 2 раза меньше, чем среди всей группы обследованных школьников. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Нарушение осанки, в свою очередь, угнетает деятельность внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой. Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание, проведение специальных упражнений для глаз - все это  комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессированию, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаз.Оздоровительно-профилактическая работа1.  С-витаминизация     Для группы часто болеющих детей  в ДОУ составляется годовой план оздоровления и закаливания.  Ежегодно проводится оценка эффективности оздоровления этой группы. Данный план разработан для детей в возрасте от 3 до 6 лет, которые переболели за год не менее 10 раз. Самыми частыми инфекционными патологиями являются острые респираторные инфекции (ОРИ)Основополагающими принципами оздоровления являются:- индивидуальность (учитывается особенность нарушения состояния здоровья каждого конкретного ребенка)- сотрудничество медицинского работника ДОУ, педагога, родителей, поликлиники- постоянность (круглогодичность). Комплекс мероприятий направленных на снижение заболеваемости ЧБД

Мероприятие

Дозировка

Ответственный

Мероприятия с воспитанниками:

Режим дня:

- коррекция режима дня (щадящий);

- увеличение продолжительности дневного сна;

- наблюдение за признаками переутомления;

- повышенное внимание за одеванием на прогулку, сменой нижнего белья после прогулки.

 

В течение года

Медсестра, воспитатели

Физическое воспитание:

 - В соответствии с основной программой ДОУ с дозированием физических нагрузок и учетом уровня здоровья.

 

В течение года

Медсестра, воспитатели

Оздоровительные мероприятия:

-С-витаминизация

2 раза в год (осень, весна в течение месяца)

Медсестра

 

 

 

Мероприятия с родителями:

Беседы и консультации с родителями ЧБД на темы: «Прием противовирусных препаратов», «Противогриппозная иммунизация, ее значение», «Закаливание и оздоровление в домашних условиях»

В течение года

Медсестра

Педагогика сотрудничества в создании и реализации оздоровительной программы.1.  Сотрудничество с семьёй - одно из важнейших условий реализации оздоровительной технологии. При поступлении ребёнка в детский сад, мы даём информацию родителям о том, какие мероприятия проводятся педагогами для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Выясняем отношение мам и пап к различным формам закаливания. Воспитатели объясняют мамам и папам позицию педагогического коллектива в вопросе воспитания здорового поколения, дни открытых дверей с демонстрацией методов и приёмов работы с воспитанниками, проводят семинары, приглашают к участию в жизни группы. Основная задача воспитателей - найти в родителях единомышленников, активных сторонников оздоровительных технологий.В целях достижения более высоких результатов работы с детьми педагоги изучают каждую семью, составляют социальный паспорт, изучают:·    Структуру и психологический климат семьи (состав семьи, образование, должность родителей, стиль общения)·    Принципы семейных отношений·    Стиль семейной жизни, причины семейных конфликтов·    Социальный статус родителей, степень участия в воспитательном процессе·    Уровень педагогической культуры и педагогической грамотности, адекватность оценок своего поведенияМетоды, используемые педагогами для изучения семьи.Анкетирование1.  Беседы с родителями, детьми2.  Наблюдения за ребенком3.  Изучение рисунков на тему «Семья»С целью повышения качества профилактической работы с родителями  медицинская сестра проводит цикл бесед, консультаций, и оформление наглядной информации по следующим темам·    Профилактика ОРЗ и ОРВи в домашних условиях;·    Хронические очаги инфекции в семье, как причина частых ОРЗ у детей·    Никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь ее с заболеваниями бронхо-легочной системы·    Закаливающие процедуры дома и в ДОУ·    Значение режимных моментов для здоровья ребенка·    О питании дошкольников·    Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний·    Здоровый образ в семье – залог здоровьяМедицинский работник собирает сведения о физическом здоровье ребенка, в зависимости от этих сведений намечается дальнейшая работа с ребенком и индивидуальный подход на занятиях по физической культуре, при закаливании.2.  Взаимосвязь со специалистами  поликлиники.

 

Для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ поддерживается постоянная связь с  врачами узкой специализации районной  поликлиники. По результатам мониторинга, по назначению участковых педиатров и врачей узкой специализации, планируются и осуществляются оздоровительно-профилактические и лечебные мероприятия.

 

 

Положение о санитарно - эпидемиологическом режиме

Приказ о возложении функции по осуществлению производственного контроля

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?